Итоги проведения совместного заседания Совета представительных органов муниципальных образований и Общественного Совета при Липецком Областном Совете Депутатов

Дата заседания общественного совета депутатов: 19.07.2010


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Липецкого областного Совета депутатов


Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е




05.07.2010г. г. Липецк № 22-р



Об итогах проведения совместного
заседания Совета представительных органов муниципальных образований и
Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов


По итогам совместного заседания Совета представительных органов муниципальных образований и Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов (далее – Совместное заседание) на тему "О взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и общественности по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области":

1. Утвердить итоговые положения Совместного заседания на тему "О взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и общественности по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области" (прилагаются).

2. Отметить необходимость дальнейшей корректировки расходных обязательств Липецкой области в сторону увеличения, как по целевым направлениям, в частности, на софинансирование расходов по капитальному ремонту помещения, выделенного в г. Липецке для МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", так и по иным наиболее актуальным направлениям. В этой связи, при рассмотрении проекта закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» инициировать вопросы об увеличении объемов финансирования:

а) на дополнительную оплату труда учителей по внеклассной работе либо увеличение количества ставок тренеров дополнительного образования;

б) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

в) на мероприятия, проводимые волонтерами, общественными организациями с участием подростков, нуждающихся в профилактических мерах.

3. Обратить внимание всех заинтересованных лиц на значимость выработки
новых подходов к профилактической работе с несовершеннолетними и их повсеместного внедрения.

В этой связи, изучить перспективы обучения сотрудников органов прокуратуры Липецкой области, органов внутренних дел Липецкой области, членов Адвокатской палаты Липецкой области, специализирующихся по вопросам работы с несовершеннолетними, в области педагогики, социологии и детской психологии.

Указать на целесообразность распространения опыта Елецкого городского, Лебедянского районного судов по вынесению частных определений как правового основания для проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; разработки комплекса реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних потерпевших.

Отметить важность института внутриведомственного наставничества в органах внутренних дел и распространения лучшего опыта работы шефов-наставников из числа руководителей и сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел с трудными подростками.

4. Подготовить обращение к Президенту Российской Федерации о включении в приоритетный национальный проект "Образование" направления "Дошкольное образование".

5. Привлечь членов Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов к изучению и систематизации наиболее прогрессивного опыта Липецкой области и других субъектов РФ в сфере обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних.

В указанных целях, поручить провести исследование опыта работы функционирующей в республике Татарстан школы правовой грамотности, получившей название "нравственно-правовой интенсив", и внести предложения по его использованию на территории Липецкой области (Губайдуллин Р.Х.);

систематизировать имеющийся положительный опыт органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных объединений, некоммерческих организаций, волонтеров при работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по месту учебы, работы и жительства (Щукина Т.В., Кидинов А.В.);

рассмотреть в качестве одной из эффективных форм работы с детьми "группы риска" проект службы "уличной" социальной работы, созданной на базе Комплексного центра социального обслуживания "Доверие" г. Казани и центра психолого-педагогической помощи молодежи "Эйдос" г. Нижнекамск, и внести предложения по его использованию на территории Липецкой области (Сапрыкин В.А.).

6. Направить администрации Липецкой области, Липецкому областному суду, УВД по Липецкой области, прокуратуре Липецкой области, Адвокатской палате Липецкой области, органам местного самоуправления итоговые положения Совместного заседания.

7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Председатель Липецкого
областного Совета депутатов П.И. Путилин



Приложение
к распоряжению № 22-р от 05.07.2010 г.


Итоговые положения
совместного заседания Совета
представительных органов муниципальных образований и Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов на тему "О взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и общественности по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области"


По итогам совместного заседания Совета представительных органов муниципальных образований и Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов (далее – Совместное заседание) на тему "О взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и общественности по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области" в качестве основной задачи было определено акцентировать внимание всех уполномоченных органов и учреждений, представителей общественности и граждан на приоритетное значение интересов детей на всех стадиях становления личности с момента рождения до достижения совершеннолетия. В целях выработки действенного механизма реализации указанной задачи участниками встречи были определены основные направления совместной деятельности по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области.

1. В 2009 году в Липецкой области продолжались наблюдаться наметившиеся в предыдущий период тенденции улучшения основных демографических параметров. В частности, общий показатель рождаемости за 2009 год по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос на 1 % и составил 10,9 на тысячу человек населения.

Увеличение численности детей дошкольного возраста повышает остроту проблемы предоставления гарантированного Конституцией РФ бесплатного дошкольного образования и требует определения способов ее решения.

Привлекаемые средства консолидированного бюджета области не могут в полной мере обеспечить потребность населения области в дошкольных образовательных учреждениях.

Альтернативным способом может являться выработка на федеральном уровне новых подходов, как к процессу предоставления дошкольного образования, так и к компенсационным схемам его замены.

Обращение к Президенту Российской Федерации о включении в приоритетный национальный проект "Образование" направления "Дошкольное образование" в перспективе может позволить рассчитывать на привлечение
федеральных средств для расширения существующей сети дошкольных образовательных учреждений.

Наряду с дошкольными образовательными учреждениями в ряде регионов предприняты попытки организации домашних детских садов. Отсутствие правовой регламентации порядка их создания, деятельности и финансирования препятствует распространению указанного опыта. Направление в Правительство Российской Федерации предложения по вопросу дополнения Типового положения о дошкольном образовательном учреждении новым видом образовательного учреждения – домашний детский сад станет стартовой чертой на пути внедрения данного института.

На период решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях на федеральном уровне следует предусмотреть предоставление социальной выплаты родителям детей дошкольного возраста, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс в домашних условиях. Обращение Липецкого областного Совета депутатов в Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить разработку и принятие
соответствующего законопроекта является важной и своевременной мерой.

2.Несмотря на значительный объем средств, направляемых из областного бюджета на поддержку семьи и детства, сохраняется необходимость дальнейшей корректировки расходных обязательств Липецкой области в сторону увеличения, как по целевым направлениям, в частности, на софинансирование расходов по капитальному ремонту помещения, выделенного в г. Липецке для МУ "Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних", так и по иным наиболее актуальным направлениям. В этой связи, при рассмотрении проекта закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» потребуется инициировать вопросы об увеличении объемов финансирования:

а) на дополнительную оплату труда учителей по внеклассной работе либо увеличение количества ставок тренеров дополнительного образования;

б) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

в) на мероприятия, проводимые волонтерами, общественными организациями с участием подростков, нуждающихся в профилактических мерах.

3. На сегодняшний день, как на федеральном, так и на региональном уровне создана в достаточном объеме законодательная база, позволяющая принимать меры, связанные с предупреждением безнадзорности, беспризорности, правонарушений и других антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлением и устранением причин и условий, способствующих этому, обеспечением защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Президент России Д.А. Медведев на совещании, посвященном вопросам борьбы с преступлениями против детей, 16 марта 2009 года обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей. Президент отметил, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер – изменение законодательства, усиление профилактики, полноценная реабилитация пострадавших.

Несмотря на последовательную и успешную работу субъектов профилактики области, необходимо обратить внимание всех заинтересованных лиц на значимость выработки новых подходов к профилактической работе с несовершеннолетними и их повсеместного внедрения.

В этой связи, следует изучить перспективы обучения сотрудников органов прокуратуры Липецкой области, органов внутренних дел Липецкой области, членов Адвокатской палаты Липецкой области, специализирующихся по вопросам работы с несовершеннолетними, в области педагогики, социологии и детской психологии.

Целесообразно также продолжить распространение опыта Елецкого городского, Лебедянского районного судов по вынесению частных определений как правового основания для проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; разработки комплекса реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних потерпевших.

Необходимо отметить важность института внутриведомственного наставничества в органах внутренних дел и распространения лучшего опыта работы шефов-наставников из числа руководителей и сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел с трудными подростками.

4. Эмоционально-психологическое развитие ребенка и формирование полноценной личности с правильными социальными ориентирами, системой традиционных нравственных ценностей определяется не только материальной и образовательной составляющими, но и факторами информационного характера. Не рецензируемый информационный поток не всегда благотворно сказывается на детской психике. В целях преодоления указанной проблемы разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данным законопроектом предполагается наделить органы государственной власти субъектов РФ дополнительными полномочиями в указанной сфере. Обращение Липецкого областного Совета депутатов в Государственную Думу с просьбой ускорить принятие проекта указанного федерального закона позволит отразить крайне негативное отношение жителей области к бесконтрольному распространению потенциально опасной для детей информации.

На региональном уровне в целях определения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, предусматривается возможность формирования муниципальных экспертных комиссий. Законом Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, которые требуют незамедлительной реализации.

5. Совместные консультации и обмен мнениями членов Совета представительных органов муниципальных образований позволяют обозначить целый ряд конкретных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних:

1) необходимость организации курсов психологического тренинга несовершеннолетних правонарушителей с использованием опыта города Липецка;

2)обеспечение внедрения практики проведения соревнований между сельскими поселениями районов Липецкой области в части организации досуга молодежи, семей;

3)рассмотрение вопроса о создании кадетских классов и классов МЧС в школах с учетом опыта Усманского муниципального района, Трубетчинской школы Добровского муниципального района;

4) систематический мониторинг ситуации, сложившейся с подвозом детей в школы в целях обеспечения безопасных перевозок школьников, решения проблем технического обслуживания автобусов, организации мест их стоянки, кадрового обеспечения перевозочного процесса, контроля за работой водителей;

5) использование имеющегося опыта наставничества;

6) изучение качества обучения детей-инвалидов и оценка технических, организационных и финансовых возможностей для использования в процессе
обучения дистанционных методов.

6. В 2009 году было создано государственное (областное) учреждение «Центр развития добровольчества», объединившее в ряды добровольцев студентов, учащихся, членов общественных организаций, людей старшего поколения, людей с ограниченными физическими возможностями.

С момента создания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов его члены активно подключились к мероприятиям, проводимым в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Проводимая членами Общественного Совета аналитическая работа и систематизация наиболее прогрессивного опыта Липецкой области и других субъектов РФ направлена на определение наиболее ценных и востребованных форм работы общественности с детьми и их родителями.

В указанных целях, актуальным является исследование опыта работы функционирующей в республике Татарстан школы правовой грамотности, получившей название "нравственно-правовой интенсив", и внесение предложения по его использованию на территории Липецкой области; систематизация имеющегося положительного опыта органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных объединений, некоммерческих организаций, волонтеров при работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по месту учебы, работы и жительства;

рассмотрение в качестве одной из эффективных форм работы с детьми "группы риска" проекта службы "уличной" социальной работы, созданной на базе Комплексного центра социального обслуживания "Доверие" г. Казани и центра психолого-педагогической помощи молодежи "Эйдос" г. Нижнекамск, и внесение предложения по его использованию на территории Липецкой области.

По итогам Совместного заседания члены Совета представительных органов муниципальных образований и Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов сочли необходимым рассмотреть результаты совместной деятельности по выделенным направлениям на одном из очередных заседаний.