Павел Путилин: «Избиратель сегодня сам становится законотворцем»

Принятые на сессии облсовета поправки в «Стратегию социально-экономического развития Липецкой области» позволяют говорить о том, что регион выходит на качественно новый, стремительный уровень развития. Одним из условий такого роста является соответствующее законодательное сопровождение. Готов ли региональный парламент к новым реалиям? С каким законодательным багажом встречает Липецкий облсовет вызовы завтрашнего дня? Эти вопросы мы адресовали спикеру регионального парламента Павлу Путилину.


Наказ из 90-х


- Павел Иванович, вы один из старожилов Липецкого облсовета. В марте следующего года региональный парламент отметит 25-летие со дня основания. А у вас в этом году был личный 20-летний юбилей работы в областном Совете депутатов. Расскажите, как в эти годы развивался облсовет, менялась ли структура наказов избирателей? Кстати, помните ли вы, какой наказ ваших избирателей был выполнен первым?


- Помню. Впервые я избирался в 98-м году. Меня «направили» на сложный округ, охватывающий Усманский, Грязинский и частично мой родной Добринский район – я сам из Верхней Матренки. Это было время острейшей политической борьбы. Страна находилась в тяжелейшей экономической ситуации, когда месяцами не выплачивали зарплату, массово закрывались предприятия. Многие спекулировали этим, зарабатывая политический капитал. И, как следствие, в моем округе было одиннадцать кандидатов. Помню, приехал в расположенное неподалеку от Верхней Матренки село Пашково, входящее уже в Усманский район. А мне говорят: «Что ты здесь забыл? Ты здесь чужой, у нас свои кандидаты есть!» Но как бы там ни было, я поехал по селу, подъехал к школе. А там от основной асфальтированной дороги до школы метров 25 скользкого после дождя чернозема, засыпанного битым кирпичом и щебнем. Здесь избиратели и начали изливать на меня свое возмущение, мол, зарплату не получаем, пенсий нет, а тут еще и дети ноги ломают. Рядом стоит директор местного совхоза – глаза в землю опустил, словно он здесь ни при чем. Хотя совхоз небедный. Я разозлился, тут же позвонил в Усмань в дорожное управление, описал ситуацию и спросил: «Неужели у вас машины асфальта для детей не найдется?». В этот же день к школе проложили асфальт. И теперь, когда бы я ни появился в Пашково, мне по-доброму припоминают эту дорожку.


Просители стали законодателями

- Получается, что первый наказ вы исполнили еще до избрания. А сейчас много таких дорожек приходится асфальтировать?

- Уже нет. Первые годы моей работы в областном Совете подавляющее большинство обращений избирателей действительно содержали в себе просьбы решить частные проблемы: проложить асфальт или хотя бы засыпать грунтовку щебнем, поменять перегоревшие фонари, крышу в школе починить и т.д. А сейчас наказы стали на порядок масштабнее: люди просят стадионы, ледовые дворцы, дома культуры, ФАПы, расширить автомагистрали, сделать четырехполосное движение там, где сейчас двухполосное...

Двадцать лет назад, когда бюджет области составлял всего около 5 миллиардов рублей, было, как говорится, не до жиру. Сейчас бюджет вырос в 10 раз и, соответственно, возросли запросы избирателей.

Впрочем, изменилась и форма участия избирателей в формировании законодательной повестки. 20 лет назад избиратели были в основном просителями. А сегодня они сами становятся законодателями, так как  программа «Единой России» - а мы лидирующая партия в стране -  вместе с нашими партийными проектами пишется рядовыми избирателями в ходе постоянного общения с жителями.


Социальные приоритеты

- Тем не менее в сознании многих избирателей депутат – это некий социальный кризис-менеджер, обязанный решать конкретные проблемы округа и помогать малоимущим. Да и вы, Павел Иванович, неоднократно отмечали, что особенностью бюджета Липецкой области является его социальная направленность.


- За последние два десятилетия  облсовет принял свыше 4300 постановлений и около 1400 законов, добрая половина которых была направлена на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, поддержку детства и материнства, формирование здорового образа жизни. Вы, наверное, помните, как мы в свое время запрещали торговлю спиртными напитками в ночное время, ограничивали продажу пива. Потом появились новые вызовы, например спайсы. Мы старались оперативно реагировать на эти проблемы, становясь даже порой примером для всей России. Не было ни одной сессии, когда бы мы не принимали новые меры поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или не увеличивали объемы такой помощи. Пусть даже эта индексация порой была небольшой. Но ведь у нас целый комплекс мер поддержки, из которых складывается достойная сумма. Мы не просто приняли Социальный кодекс – комплекс законов, направленных на поддержку людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а максимально широко информируем население о его правах. Когда я говорю о социальной направленности нашей работы, я имею в виду все вышеперечисленное. Но при этом я считаю неправильным ассоциировать депутатов облсовета с кризис-менеджерами. Последний раз мы выступали в этой роли разве что в 2006 году.

С опорой на экономику

- Поясните.

- 12 лет назад в кризисной ситуации оказался Елецкий горсовет. Полгода он не работал, даже бюджет не принимался, потому что депутаты не могли между собой договориться. Мы тогда были вынуждены распустить горсовет, чтобы защитить наших избирателей. Это было беспрецедентное, а потому рискованное решение: его оспаривали в судах, нас нещадно критиковали. Но мы тогда пошли на репутационный риск, потому что надо было помочь людям. А в целом работа законодательного собрания – это, прежде всего, разработка комплекса сбалансированных законов, где должно находиться место и экономическому развитию, образованию, медицине, науке… Даже 20 лет назад, когда популисты призывали все поделить и раздать, мы порой с перевесом в один-два голоса принимали программы, стимулирующие создание новых производств, развитие малого бизнеса, чтобы дать работу тем, кто ее лишился. Так появились законы о создании особых экономических зон федерального и регионального уровней, комплекс областных программ развития малого и среднего бизнеса.


Кстати, по эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства наша область занимает второе место в ЦФО. Масштабная и всесторонняя поддержка предпринимателей способствовала тому, что сегодня почти 30 процентов жителей области обеспечены рабочими местами именно в этой сфере. А доля малого бизнеса в валовом региональном продукте составляет без малого четверть.  Но в этом направлении надо работать дальше.


Потенциал для роста есть

- Вступая в должность, временно исполняющий обязанности главы администрации Липецкой области Игорь Артамонов сказал, что сосредоточится на федеральной повестке, выполнении «майского» указа президента, а также будет добиваться выхода области  в ТОП-3 российских регионов. Есть ли у нас резервы для того, чтобы ускориться и начать бежать еще быстрее?


- Несомненно. Задача, которую поставил Игорь Георгиевич, я полагаю, сформулирована на основе достигнутых нами результатов и анализе имеющегося у региона потенциала. Липецкая область уже занимает ведущие места по ряду позиций, в частности, по объемам жилищного строительства на душу населения, производству овощей в закрытом грунте, развитию кооперации, сельского хозяйства и промышленности. Надо признать, что у нас отстает рост доходов населения. В связи с этим сейчас ведется активная работа по ликвидации серых зарплат. Правда, мы видим, что эффект пока не тот, которого мы ждали. Значит, нужно подумать над новыми законами, чтобы работодателям было выгодно платить высокую белую зарплату. У нас есть потенциал для более масштабного развития территорий, привлечения инвестиций, вовлечения жителей области в занятия спортом и т.д. И мы, парламентарии, сделаем все от нас зависящее, чтобы тот потенциал был реализован.

Игорь Плахин

Подробность от «Р. В»: В день сдачи этого номера в печать Павлу Путилину исполнилось 60 лет. Поздравляем Павла Ивановича с юбилеем, желаем здоровья, физического и политического долголетия!
25.10.2018, 15:41